Методическое руководство |
Правила рус - языка |
КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО? ОБРАЗ НАРОДНОГО ЗАСТУПНИКА |
ОБРАЗ НАРОДНОГО ЗАСТУПНИКА
В противовес отталкивающим образам угнетателей народа в поэме нарисован светлый и благородныи образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши: ...лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка. Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов - борец за народное счастье; он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится». Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос: что делать борцу за народные интересы? Иди к униженным, Иди к обиженным Там нужен ты. Григорий становится в ряды тех, кто готов «на бой, на труд за обойдённого, за угнетённого». Мысли Гриши постоянно обращены «ко всей Руси загадочной, к народу». В его душе «с любовью к бедной матери любовь ко всей вахлачине слилась». Григорий- верный сын народа. В образе Гриши Добросклонова Некрасов видит представителя трудовой народной массы, кровно с ней связанного: «Как ни темна вахлачина», как ни забита барщиной и рабством, она, «благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца». Ему чужды заботы о личном благополучии, для него «доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего». Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси». Гриша не одинок. На «честные пути», в бой за «честное дело» вышли уже сотни людей, подобных ему. Ему, как и другим борцам, ...судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Но Гришу не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество того дела, которому посвятил свою жизнь. Он знает, что его родине «суждено ещё много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе: Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней-скажется Несокрушимая! Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, «народного заступника». Вот почему поэт говорит: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Труден, но прекрасен путь, по которому идёт Гриша Добро-склонов. На этот путь вступают «лишь души сильные любвеобильные». На нём ждёт человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто себя отдаёт борьбе за благо и счастье народа.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» произведение о народе, его жизни, труде и борьБе. Г. И. Успенскому Некрасов говорил, что он хотел «Кому на Руси создать книгу «полезную, понятную народу и жить хорошо» правдивую». Такой поэма и получилась. Это произведение о народе и для народа. Стремясь создать произведение, понятное и близкое народу, поэт обратился к духовным сокровищам, созданным самим народом. Таким сокровищем явилось для поэта устное народное творчество. В нём, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл народную поэзию «хранилищем русской народности». К художественному творчеству народа поэт обращался в течение всей жизии. Об этом красноречиво говорят хотя бы такие его произведения, как «Мороз - Красный нос», «Коробейники», «Зелёный шум» и др. Особенно высоко поэт ценил те произведения устного народного творчества, в которых звучали гнев, ненависть и протест крестьянства против векового угнетения и бесправия. Некрасов воспользовался народной поэзией не только для того, чтобы сделать свои произведения доступными народу, но и для того, чтобы показать необыкновенную талантливость народа, его духовную мощь, воздействовать на народ в революционно-демократическом духе. Сам поэт был глубоким знатоком народного творчества. Много устно-поэтических материалов хранилось в его записях, ещё большее богатство хранил он в своей удивительной памяти. Кроме того, Некрасов воспользовался сборниками народных сказок, песен, причитаний, загадок, пословиц и поговорок, собранных крупными учёными его времени: Рыбниковым, Барсовым, Далем, Афанасьевым и др.
|
Комментарии