ШЕВЧЕНКО ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ИЗ ПОВЕСТИ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ТАРАС ШЕВЧЕНКО»
Тарас Григорьевич ШЕВЧЕНКО (1814-1861)
Родился Тарас в семье крепостного крестьянина Григория Шевченко в селе Моринцах Киевской губернии. Семья Шевченко принадлежала помещику Энгельгардту... Когда Энгельгардту, жившему в Вильно, понадобились новые слуги, Тараса вместе с другими дворовыми отправили в далекую Литву. В донесении о новых слугах управляющий против имени Тараса написал: «Годен на комнатного живописца». Вместо комнатного живописца барин сделал его комнатным казачком... Однажды Энгельгардт уехал на бал. Бал должен был затянуться до утра. Когда в большом гулком доме все успокоились, Шевченко зажег свечу, прокрался в барские комнаты и начал срисовывать портрет генерала Платова. Шевченко увлекся. Свеча оплывала. Ночь медленно приближалась к рассвету. Шевченко не слышал стука в дверь, суеты, грозных окриков... Очнулся он оттого, что рука барина схватила его за ухо и сбросила со стула. - На конюшню! - кричал Энгельгардт. - Не твое холопское дело производить копии с этих портретов. Утром Шевченко выпороли на конюшне... Порка не испугала Тараса, он был упрям и продолжал втихомолку срисовывать портреты. Тогда Энгельгардт сдался. Он решил сделать из Тараса крепостного художника...
В Петербурге Энгельгардт отдал Шевченко в учение к комнатному живописцу Ширяеву. Ширяев держал малярное и стекольное заведение. Шевченко вместе с другими учениками жил у Ширяева на чердаке, носил ветхий тиковый халат и ходил на работу - красить стены, расписывать потолки и вывески. О том, чтобы научиться у него даже самым простым приемам живописи, нечего было и думать. Никто не мог помочь Шевченко в трудном искусстве, и он начал изучать его сам. По пути с работы на ширяевский чердак он заходил в Летний сад и срисовывал мраморные статуи. В Летнем саду Тарас начал писать и свои первые стихи. Днем рисовать было некогда. Помогали белые ночи. Их сумрак был светел. Он не скрывал очертаний статуй. Шевченко сидел около статуй и рисовал. Никто не мешал ему. В одну из таких ночей преподаватель Академии художеств Сошенко проходил через Летний сад и увидел мальчика, сидевшего на перевернутом малярном ведре перед статуей Сатурна . Сошенко тихо подошел. Мальчик обернулся и что-то быстро спрятал за пазуху.
- Что ты здесь делаешь? - спросил Сошенко. - Да ничего, - ответил растерянно мальчик. - Ничего я не делаю такого... шел с работы и зашел в сад. Сошенко молчал. — Я рисую, - прошептал мальчик и покраснел. — Покажи. Мальчик показал художнику измятый набросок статуи Сатурна. Набросок был очень хорош. Сошенко дал мальчику свой адрес и наказал непременно прийти в ближайшее воскресенье и принести свои рисунки. С этой встречи начался перелом в жизни Шевченко. Сошенко первый открыл в Летнем саду этот «алмаз в кожухе», как он называл впоследствии Шевченко... С тех пор Тарас все свободное время проводил в мастерской у Сошенко. Здесь он встретился с блиставшим в то время в Петербурге Карлом Брюлловым. После встречи с Брюлловым Тарас несколько дней ходил, ничего не видя, не слыша. Он беспричинно смеялся, забывал о работе, не замечая ругани Ширяева.
Брюллов рассказал о судьбе талантливого украинского юноши Жуковскому. Сообща было решено добиться освобождения Тараса. Брюллов поехал к Энгельгардту. Он вернулся от помещика в бешенстве. «Это самая грязная свинья, какую я когда-либо встречал в жизни, - сказал он Сошенко. - Завтра он обещал назначить цену за Шевченко. Сходите к нему и узнайте, сколько он запросит».
Так начался страшный торг с Энгельгардтом за свободу Шевченко. Торг длился долго. Энгельгардт в конце концов назначил выкуп за Шевченко в две тысячи пятьсот рублей и не захотел уступить ни копейки. Сумма была огромна. Она делала освобождение Шевченко почти невозможным. Шевченко страшно волновался. Он знал, что нигде двух с половиной тысяч достать нельзя, что не стоит думать о свободе, и с каждым днем томился все больше. Он притих, был подавлен, растерян. Тарас не выдержал этого напряжения и заболел горячкой.
Болезнь Тараса заставила его друзей торопиться с поисками денег. Жуковский и Брюллов придумали выход. Брюллов написал портрет Жуковского. Портрет этот был разыгран в лотерею. Лотерея дала две с половиной тысячи рублей. Деньги тотчас отвезли Энгельгардту и получили у него «вольную» на «...крестьянина Тараса Григорьевича Шевченко». Освобождение Шевченко почти совпало со смертью Пушкина. Пушкин умер только за год до этого. Только год назад Тарас робко вошел, вместе с притихшей толпой, в небогатую квартиру поэта. Пушкин лежал в гробу, в прихожей... Тарас принес с собою лист бумаги и огрызок карандаша. Он спрятался в угол и начал срисовывать безжизненную голову поэта. Он смущался, вздрагивал, когда кто-нибудь задевал его полой тяжелой шубы.
Тогда уже Пушкин вошел в жизнь Тараса как недосягаемый друг, как величайший учитель поэзии... Тарас поселился у Сошенко и начал работать в Академии художеств под руководством Брюллова. Брюллов открыл Шевченко свою богатую библиотеку. Шевченко впитывал содержание книг, как земля впитывает внезапный ливень. Годы учения в Академии художеств были самым легким временем в жизни Шевченко-Портреты работы Шевченко вскоре стали славиться в Петербурге. Посыпались заказы. Нужда кончилась...
Оставаясь наедине с собой в пыльной комнате, заваленной начатыми холстами, Шевченко до слез грустил по Украине, и все думы, вся страсть, вся любовь были далеко от Петербурга, были со своим обездоленным народом. Оставаясь один в своей каморке, Тарас писал стихи о родине. О стихах этих никто не знал, и, может быть, о них долго бы не узнали, если бы не случай... Шевченко писал портрет полтавского помещика Мартоса. Однажды Мартос заметил на полу комнаты исписанный клочок бумаги. Он поднял его и прочел украинские стихи, поразившие его ясностью языка, певучестью, скорбью о судьбе Украины. - Что это? - спросил Мартос. - Чьи это стихи?
- Мои, - неохотно ответил Шевченко. - Так... Баловство. Когда плохо делается на сердце, я и начинаю портить бумагу. У меня их много, этих стихов. Шевченко вытащил из-под кровати корзину, доверху набитую изорванными, скомканными листами, исписанными крупным неправильным почерком. - Вот все мое добро, - сказал. - Тут сам черт вывихнет лапу... С большим трудом Мартосу удалось добиться от Шевченко разрешения напечатать стихи отдельной книгой. Она была названа «Кобзарь» 1 и вышла в свет в феврале 1840 года. Петербург заговорил о новом «мужицком» поэте. На Украине появление «Кобзаря» произвело потрясающее впечатление. Его выучивали наизусть, над ним плакали, его хранили в сундуках. Чудесным казалось, что из северного Петербурга раздался свободный голос бывшего раба-украинца, и голос этот прозвучал по всей стране как плач о бедняках, как призыв к освобождению от рабства.
Летом 1848 года сбылась, наконец, мечта Тараса. Он вернулся к себе на Украину прославленным поэтом и художником. Украина встретила Тараса ласково, но вскоре нанесла удар его юношеским представлениям о родине. ...Как только Тарас переступил порог первого же помещичьего дома, он понял, что он крепостной, хотя и носит в кармане «вольную». Его принимали охотно, но давали временами почувствовать, что он бывший холоп-и ему не по плечу равняться со шляхтой и дворянством. Шевченко не мог смотреть в глаза казачкам, подававшим трубки, дворне, снимавшей перед ним шапки, знатным столичным человеком. Он был кость от кости этих холопов, он был поэтом бедняцкой Украины. Ненависть к помещикам, к панам, независимо от того, кто они были - украинцы, поляки или русские, - вошла с тех пор в его сердце и крепла с каждым годом.
Во время скитаний по Украине Шевченко много времени проводил среди крепостных крестьян. По ночам в темных хатах собирались родные его «гречкосеи» и безнадежно жаловались на угнетения, на обиды, на жестокости панов и шляхтичей. Для помещиков и шляхтичей, наводнявших Украину, «гречкосеи» были только «быдлом»-рабочим скотом. Гнев охватывал Шевченко - великий, беспощадный гнев поэта, трибуна, революционера. Этот гнев сообщал его стихам характер неистовых проклятий. - Что делать, Тарас? - спрашивали измученные крипа-ки . - Вот ты вышел в люди - дай совет, открой очи, научи, как добиться до правды. Шевченко в то время уже знал, что делать. Сбросить царя и помещиков. Взять землю. Он открыто звал к этому крестьян. Он писал об этом.
Шевченко арестовали пятого апреля 1847 года. Семнадцатого апреля Шевченко под конвоем был доставлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость. Началось следствие. Шевченко был приговорен к ссылке рядовым солдатом в Оренбургский батальон «с правом выслуги», то есть на неопределенное время, почти на пожизненную каторгу... На приговоре о ссылке Шевченко Николай I написал слова, изумившие даже жандармов: «Под строжайший присмотр, запретив писать и рисовать». Это была гражданская смерть для Шевченко. Художнику связали руки, поэту заткнули рот и бросили в каторжную жизнь захолустного гарнизона. Второго июня Шевченко выехал с жандармами в Оренбург. Из Оренбурга Шевченко отправили в Орскую крепость, в пятый линейный батальон. Если бы Шевченко не обладал мужеством и волей, если бы он не был «одарен крепким телосложением», как было сказано даже в приговоре о ссылке, он не вынес бы десятилетней ссыльной тоски...
Больше полугода Шевченко просидел в тюрьмах Оренбурга, Орска и Уральска и был, наконец, поздней осенью 1850 года выслан в Новопетровское укрепление, на полуостров Мангышлак, на восточный бесплодный берег Каспийского моря. Это было место, носившее у видавших виды николаевских солдат название «могилы» или «вонючего пекла»... В Новопетровском Шевченко не написал за семь лет ни одного стихотворения. Казалось, что воображение иссякло, пролилось, как воды на сухую землю. И все чаще ярость подымалась к горлу, и Шевченко проклинал страшным, неистовым проклятием палача Николая, обрекшего поэта на медленную смерть в изгнании. В 1855 году до глухого форта дошла радостная весть - Николай умер. Шевченко ждал освобождения, ждал амнистии со стороны нового царя - Александра. Александру II были поданы списки ссыльных, подлежавших освобождению. Он прочел их и тщательно вычеркнул из списков имя Шевченко. Он вежливо улыбнулся и сказал: «Этот слишком сильно оскорбил мою бабку и моего отца, чтобы я мог его простить». Последняя надежда на освобождение пропала... Шевченко не знал, что Федор Толстой 2 обивал в это время в Петербурге пороги дворцовых приемных и требовал освобождения поэта. И вот, наконец, свершилось: второго мая 1857 года Шевченко получил письмо от друга Михаила Лазаревского. Лазаревский поздравлял Шевченко со свободой. Казалось, ничто не предвещало нового испытания. Но в Нижнем Новгороде Шевченко узнал еще об одной подлости правительства... В предписании губернатору было сказано, что Шевченко запрещен въезд в обе столицы - Петербург и Москву.
1 Кобздръ - украинский народный певец; здесь: «Кобзарь»-сборник стихотворений Т. Г. Шевченко. 1 Амнистия - помилование. 2 Толстой Федор Петрович (1783-1873) - русский скульптор, художник. Всю зиму поэт прожил в Нижнем Новгороде. Местное общество встретило его ласково... Шевченко впервые встретился в Нижнем Новгороде с декабристом. Это был Анненков. Шевченко отнесся к нему с величайшей почтительностью. Анненков был седой, величавый старик - настоящий «благовеститель свободы». Преклонение Шевченко перед декабристами было безграничным. Он разыскал в Новгороде дочь декабриста Пущина нарисовал ее портрет и всячески ее баловал. Декабристам он посвятил взволнованные строки:
...Я думой полечу в Сибирь И в Забайкалье; гляну в горы, В вертепы темные и норы Без дна, глубокие, и вас, Поборников священной воли, Из тьмы, из смрада и неволи, Царям и людям напоказ, Вперед вас выведу, суровых, Рядами длинными, в оковах...
В марте 1858 года пришло из Петербурга известие о том, что Шевченко разрешено жить в столице. Ссылка кончилась. Петербург радостно встретил поэта. В нем видели мученика, его приветствовали как страшную жертву николаевского царствования.
(Из повести К. Г. Паустовского «Тарас Шевченко».)
Еще по данной теме::
-
ЗАВЕЩАНИЕ ШЕВЧЕНКО Т.Г.Как умру, похоронитеНа Украине милой.Посреди широкой степиВыройте могилу,Чт...
-
И ВЫРОС Я В ЧУЖОМ КРАЮ... ШЕВЧЕНКО Т.Г.И вырос я в чужом краю, И вот седею на чужбине; И одинок я,...
|
Комментарии